Суббота, 27.04.2024, 06:40
Родительское собрание «Развитие у ребенка мелкой моторики рук» Цели:
Подготовительная работа:
Оборудование:
Участники:
Форма проведения: собрание практикум. Ход встречи:
Воспитатель. На занятии с детьми я предложила им отгадать загадку: Пять да пять – родные братцы, Так все вместе и родятся. Если вскапываешь грядку, Держат все одну лопатку. Не скучают, а играют Вместе все в одни игрушки. А зимою всей гурьбою Дружно прячутся в теплушки. Вот такие «пять да пять», Угадайте, как их звать? (Пальцы) Наши ребята сразу догадались, о чем идет речь. Правильно о пальцах. Тема нашей сегодняшней встречи посвящена как раз им, точнее – развитию мелкой моторики рук у ребенка. Предлагаю вам посмотреть выставку работ детей нашей группы.
Почему так важно подготовить руку ребенка к письму? Потому, что развитие руки находиться в тесной связи с развитием речи и мышлением малыша. Обычно ребенок с развитой мелкой моторикой умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память и внимание, связная речь. Однако педагоги отмечают, что первоклассники часто испытывают серьезные трудности при овладении навыком письма. Письмо – это сложный навык, включающий выполнение тонких координированных движений руки. В дошкольном возрасте важна именно подготовка к письму, а не обучение ему, что часто приводит к формированию неправильной техники письма. Умение выполнять мелкие движения с предметами развивается в старшем дошкольном возрасте, именно к 6 годам в основном заканчивается созревание соответствующих зон головного мозга, развитие мелких мышц кисти. Если ребенок активно поворачивает лист бумаги при рисовании или закрашивании, вас это должно насторожить. В таком случае дошкольник заменяет умение менять направление линии при помощи тонких движений пальцев поворачиванием листа, лишая себя этим тренировки пальцев и руки. Если ребенок рисует слишком маленькие предметы, как правило, это свидетельствует о жесткой фиксации кисти при рисовании. Данный недостаток можно выявить, предложив малышу нарисовать одним движением окружность диаметром примерно 3-4см (по образцу). Если ребенок имеет склонность фиксировать кисть на плоскости, он не справится с этой задачей: он нарисует вам вместо окружности овал, окружность значительно меньшего диаметра или рисовать ее он будет в несколько приемов, передвигая руку. Работу по развитию мелкой моторики рук нужно вести с самого раннего возраста и регулярно
Почему так важно для детей развитие мелкой моторики рук? Дело в том, что в головном мозге человека центры, отвечающие за речь и движения пальцев рук, расположены очень близко. Стимулируя мелкую моторику и активизируя тем самым соответствующие отделы мозга, мы активизируем и соседние зоны, отвечающие за речь. В.А. Сухомлинский справедливо утверждал: «Ум ребёнка находится на кончиках его пальцев». Таким образом, пальчиковые игры характеризуются как один из способов развития речи детей и подготовки их к школьному обучению Вы должны понять, что развитие мелкой моторики возможно только в игровой форме, постарайтесь не забывать хвалить ребенка, создавая ситуации успеха.
На столах коробки с пластилином, дощечки для лепки, стеки, нарукавники, - словом, всё что нужно для правильной организации работы детей с пластилином. Проведём практикум по развитию мелкой моторики рук с помощью пластилина. Хочу предложить вам способ изготовления пластилинового петушка. Начинаем с изготовления гребешка и туловища. Скатайте три маленьких красных и один большой жёлтые шарики. Придайте последнему форму яйца. Соедините три красных шарика вместе и прикрепите получившийся гребешок к голове петушка.
Скатайте два маленьких белых шарика – глаза, чёрные малюсенькие бусинки – зрачки и оранжевый шарик – клюв. Прикрепите зрачки к глазам, а из оранжевого шарика скатайте валик с заострёнными краями и согните его пополам. Оформите голову петушка этими деталями.
Для крыльев понадобятся два зелёных одинаковых шарика, для хвоста – три разноцветных. Зелёные шарики для крыльев сминаем в плотные лепёшки и немного загибаем концы лепёшки вверх. Из шариков для хвоста катаем колбаски и соединяем их вместе по форме петушиного хвоста. И наконец, оформляем петушка Катаем два оранжевых шарика для ног, сминаем в лепёшки и делаем надрезы в виде пальцев. Прилепляем детали крыльев, хвоста и ног к туловищу. Теперь давайте оформим выставку работ. Поставьте, пожалуйста, своих петушков рядом где находится петушок вашего ребёнка. 3.Сообщение воспитателя «Многообразие способов развития мелкой моторики рук у ребенка». Воспитатель. Для развития мелкой моторики рук, а также детского творчества, артистизма у детей, успешно используются различные виды инсценирования. Спектакли- игры, напоминающие театральные представления, требуют кропотливой совместной работы детей и взрослых. Сделайте с ребенком пальчиковый театр, покажите небольшие игры-инсценировки в форме диалога: «Колобок», «Теремок», «Репка». Кистью или пальцами руки ребенок будет имитировать движения персонажей. Особенно четко просматривается контуры персонажей, характер их поведения, действий – в театре теней. Сначала исполнителем может быть взрослый, но посмотрев, ребенок непременно захочет попробовать себя в роли актера. Разучите с ним, как можно получить изображения птиц, животных и других персонажей путем складывания пальцев определенным образом. Получится не сразу, но малыш будет стараться показать хоть какую-то фигуру. Оборудование для тетра теней простое: стена или экран и настольная лампа (источник света). Детей привлекает возможность мастерить поделки из бумаги, которые можно использовать в играх, инсценировка – это оригами. Притягательная сила этого искусства - в способности будить детское воображение, память, пространственное мышление, развивать мелкую моторику пальцев, оживлять плоский и немой лист бумаги, за считанные минуты превращать его в цветы, животных, птиц, поражающих правдоподобием своих форм и замысловатостью силуэтов. Вообще, без специальной подготовки трудно организовать игры с ребёнком на развитие мелкой моторики рук, поэтому сейчас я коротко расскажу и о других формах такого развития, их можно применять и дома:
Подробнее остановлюсь на играх – шнуровках Марии Монтессори, возможности которых в развитии малышей очень широко. Эти игры:
Пальчиковые игры — важная часть работы по развитию мелкой моторики рук. Они увлекательны и способствуют развитию речи, творческой деятельности. Пальчиковые игры — это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок, стихов при помощи пальцев. Дети очень любят играть в теневые игры. В ходе «пальчиковых игр» дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук. Тем самым вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности. Поначалу обучают детей несложным статическим позам кистей и пальцев рук, постепенно усложняя их, затем добавляют упражнения с последовательно производимыми мелкими движениями пальцев и, наконец, с одновременно производимыми движениями. На первых занятиях все упражнения выполняются в медленном темпе. Необходимо следить за правильностью позы кисти руки и точностью переключений с одного движения на другое. При необходимости помочь ребенку принять нужную позу, позволить поддержать и направить свободной рукой положение другой руки. Упражнения могут проводиться на разных уровнях сложности: по подражанию, по речевой инструкции. Сначала словесная инструкция сопровождается показом, т.е. дети работают по подражанию. Затем степень их самостоятельности увеличивается — показ устраняется и остается только словесная инструкция. Так, у инсценировок с помощью пальчикового театра, театра теней большие возможности для развития ловкости, координации движений кистей и пальцев рук, точности, выразительности движений и развития речи. Наша задача состоит в том, чтобы в содружестве с семьей развить мелкую мускулатуру рук и подготовить детей к письму. Создать условия для накопления ребенком двигательного и практического опыта, без которого невозможно быстро и успешно освоить навык письма. 3.Заключительная часть. Рефлексия.
А теперь позвольте спросить:
К сожалению, о проблемах ребенка с координацией движений и мелкой моторики рук большинство родителей узнают только перед школой. Это оборачивается форсированной нагрузкой на первоклассника: кроме усвоения новой информации, приходиться еще учиться удерживать в непослушных пальцах карандаш. Надеюсь, что вашим детям с вашей помощью таких трудностей удастся избежать. (вручает каждому участнику памятку «Развитие у ребенка мелкой моторики рук»)
ПАМЯТКА Развитие у ребенка мелкой моторики рук
|
Меню сайта
Наш опросСтатистикаОнлайн всего: 1 Гостей: 1 Пользователей: 0 ПоискКалендарь
|