Консультация для родителей
Оздоровление дошкольников в летний период.
Летнюю работу с детьми в детском саду принято называть оздоровительной, она имеет свою специфику. Важно всемерно использовать благоприятные для укрепления здоровья детей условия летнего времени и добиться, чтобы ребёнок окреп, поправился и закалился, научился понимать и полюбить удивительный, прекрасный мир растений и животных. Летом природа представляет большие возможности для развития познавательных способностей дошкольников.
Летом продолжается систематическая и полномочная работа по разделам программ. Все виды деятельности переносятся на воздух. Каждому виду отводится место и время в распорядке дня.
Нужны ли занятия с детьми в летний период? Не будет ли это препятствовать полноценному их отдыху? Надо иметь в виду, что организовать летний отдых детей не значит предоставить им полную свободу в выборе, их необходимо объединять для коллективных занятий, иначе они устают, излишне возбуждаются.
Первое и основное требование - на воздухе должны проходить не только игры, но и занятия. Это требование должно выполняться независимо от погоды.
Удобно расположенные на участке, с учетом теневых мест, столы и скамейки, физкультурная площадка, песочницы, что необходимо для активной и полноценной жизни детей в летнее время, облегчает организацию воздушного режима.
Чем легче одежда, чем меньше частей тела она закрывает, тем лучше привыкает кожа к колебаниям воздушной среды.
В жаркую погоду мы стараемся ограничиваться однослойной одеждой. Не боимся оставлять детей в легкой одежде и в более прохладные дни. Плохую услугу оказывают родители и воспитатели детям, надевая на них колготки и свитер, как только погода становится прохладной. Нередко приходится при этом преодолевать сопротивление детей: более послушные подчиняются неохотно, непокорные протестуют. По существу они правы: закаленная кожа уже не нуждается в слишком большой защите. Принцип индивидуального подхода и здесь соблюдается.
Хорошо закаляет детей и хождение босиком. На чистом, убранном участке детского сада, на полянке во время прогулки, не следует лишать детей этого прекрасного в смысле закаливания народного обычая. Но необходимо соблюдать осторожность, особенно в первое время, пока кожа подошвы еще очень нежна и может быть легко повреждена.
Разнообразные подвижные игры в теплое время года - прекрасное средство закаливания.
Увеличение пространства для движений, облегченная одежда, соответствующий подбор игрушек позволяют детям лучше удовлетворить свою потребность в движении, а воспитателю удлинить пребывание детей на воздухе.
На участок мы выносим обручи, мячи, кегли и другие для игр. Дети широко используют эти пособия в самостоятельных играх.
Учитывая состояние погоды, мы выбираем игры, которые могут быть проведены на ограниченном пространстве: игры с бегом по кругу ("Карусель", "Кошки - мышки" и др.), с ходьбой по доске ("Поезд", "Метро"), игры с прыжками в длину с места ("Через ручеек", "Не замочи ног") и другие.
Теплые летние дни дают возможность более свободного выбора игр. Проводим игры с бегом на скорость ("Кто быстрее к флажку", "Чье звено скорее соберется"). Широко используем игры с мячом.
Не страшно, если детям иногда приходится пробежать по сырой траве, по лужам или попасть под теплый дождь во время прогулки - это еще больше повысит устойчивость их организма.
В летний период с целью закаливания мы пользуемся душем.(мытье ног) Душ действует сильнее, чем, например, обливание или обтирание, так как здесь к температурному фактору присоединяется эффект давления струи. Вода, льющаяся из душа под напором, оказывает массирующее действие.
Душ используется и для поддержания чистоты тела ребенка. В летнее время это особенно важно, т.к. открытые части тела легко загрязняются. Поэтому, прежде всего, нужно вымыть ноги и руки с мылом.
С целью закаливания мы используем и утреннюю гимнастику. С наступлением теплой погоды гимнастика переносится на воздух. Одежда детей постепенно облегчается.
Построение утренней гимнастики на воздухе близко к построению в помещении. Содержание ее, подбор упражнений зависят от состояния погоды и закаленности детей.
Наша прогулка.
За долгие годы существования детских садов, как особых образовательных учреждений сложилась четкая структура прогулок с детьми. Классическая прогулка включает в себя наблюдение, две-три подвижные игры, индивидуальную работу; значительная часть времени отводится самостоятельной деятельности детей. Дети заняты разнообразной деятельностью, много двигаются, учатся самостоятельно находить занятия, пытаются выстраивать взаимодействие в играх, а у нас, воспитателей, появляется возможность наблюдать за дошкольниками, накапливать материал об их индивидуальных особенностях. Данный проект прогулки старшей группе ориентирован на классическую структуру.
Наблюдение за облаками
Цель. Рассказать о том ,как образуются облака, почему идет дождь.
Ход наблюдения
Вчера мы с вами рассматривали солнце и небо, а это загадка о чём?
Ее мы просим, чтобы в зной
Не проходила стороной,
А крупными слезами
Поплакала над нами.
Когда она поплачет-
Быть урожаю значит.
-Догадались, что это? Ну, конечно, туча.
-А как она плачет? (Идет дождь.)
-Посмотрите на небо, там есть сегодня облака или тучи?
-Давайте поиграем? На что похоже вот это большое облако? Я буду отмечать на песке палочкой, кто больше придумал интересных ответов: девочки или мальчики.
-Знаете, как образуются облака и почему идет дождь? Хотите, расскажу? В жаркий день вода в реках и озерах нагревается и начинает испаряться. Легкий горячий воздух поднимается вверх, а там холодно. Маленькие капельки воды замерзают. Так образуются облака. Ветер переносит их с одного места в другое. Льдинки тяжелые, они не могут долго держаться в воздухе и падают. Падая, встречают теплый воздух, тают и превращаются в капли дождя.
-Давайте нальем в тазик воды, отметим, сколько ее сейчас, и поставим на солнышке. Как вы думаете, что произойдёт с водой? А теперь ещё немного поговорим о дожде.
-Дожди бывают сильные, и тогда их называют ливнями, а бывают тихие, теплые. Их называют «грибные». После таких дождей грибы хорошо растут. Растениям нужна влага, и мы рады, когда идет дождь.
Так ли? Так ли? Так ли?-
Спрашивают капли,
Умывая чисто на деревьях листья.
Так ли? Так ли? Так ли?-
Спрашивают капли.
Весело кивает в огороде мак,
Будто отвечает: - Так! Так!
Подвижная игра
-Кто хочет в «Совушку» играть?
-Давайте считалочкой выберем сову.
Среди белых голубей
Скачет шустрый воробей,
Воробышек-пташка,
Серая рубашка.
Вылетай-ка, не робей,
Откликайся, воробей.
-Гнездо совы вот здесь, в стороне, на пенечке.
-День наступает, все оживает! (Дети бегают по площадке, подражая полету бабочек, птичек, изображая лягушек, мышек, а совушка спит в гнезде.)
-Ночь наступает, все замирает – сова вылетает! (Играющие замирают в позе, в которой их застал сигнал. Совушка выходит на охоту. Заметив пошевельнувшегося игрока, она уводит его в свое гнездо. За один выход она может добыть двух или даже трех неосторожных жителей леса. Однако за спиной совы можно менять позу.)
-День наступает, все оживает! (Совушка возвращается в гнездо, играющие вновь свободно резвятся на площадке. После двух-трех выходов совушки на охоту ее сменяют новым водящим, который ни разу ей не попался.)
Самостоятельная деятельность
-Дети, вы можете играть, во что хочется. Песок мы утром полили и взрыхлили; возле песочницы есть и игрушки (машины, ведра, формочки и т. д. ). Хорошо играть и на веранде, там не жарко, так есть все для игр «Семья», «Магазин», «Больница». Можно и другую игру придумать. Вы знаете, где у нас скакалки, обручи, кегли. Можно брать все, только не забывайте правило: «Каждой вещи свое место».
-Кто хочет, может остаться со мной. Я предлагаю поиграть с гимнастической палкой. Хотите!
«Кто перетянет?». Двое держатся за концы палки. На расстоянии двух шагов от каждого на земле лежит какой-нибудь предмет. Задача - перетянуть соперника, суметь подобрать этот предмет.
«Чертежники». Задание - быстро (но «узнаваемо»)начертить на асфальте мелом или полочкой на песке ряд геометрических фигур: круг, квадрат, треугольник, прямоугольник и др. На выполнение задания дается 1 минута.
Подвижная игра
«Берег, парус, море»
Помните правила? Когда я говорю «Берег!», вы делаете шаг назад; на слово «Парус!»- руки вверх; на слово «Море!»- шаг вперед. Начинаем! Выигрывают те, кто ни разу не ошибается. После игры возвращаемся в группу.