Игры для детей дошкольного возраста на развитие словарного запаса
Для многих детей характерны трудности в усвоении новых слов. Это выражается не только в более поздних сроках появления слов в речи ребенка и малом их количестве, но и в трудностях понимания ребенком значений слов и искажении их звукослоговой структуры.
Так, обследование речи детей последних лет выявило недостаточное количество обобщающих слов (овощи, мебель, одежда и т.д.). Дети называют небольшое количество слов в каждой группе предметов: некоторые дети называют два-три наименования овощей, а назвать насекомых, рыб вообще затрудняются. Словарь дошкольника обогащается преимущественно в процессе игры. В обогащении речи ребенка существительными, глаголами, прилагательными, обобщающими словами, в уточнении уже имеющихся у него слов, привитии ребенку простейших навыков образования новых слов большое значение могут иметь игры по развитию словарного запаса, регулярно проводимые родителями.
В игре №1 (см. ниже по тексту) можно ежедневно закреплять употребление обобщающих слов в речи детей. Этой же цели служит игра №2, которая проводится индивидуально. В свободное время дети охотно играют в эти игры. Благодарным материалом для развития устной речи детей является тема «Животные». Здесь мы можем предложить игры № 3, 4, 5, 6 и 18. В игре №3 обращается внимание детей на различные способы словообразования. Слова целесообразно разделить на три группы:
• Слова, в которых основа слова, обозначающего взрослое животное, сохраняется неизменной (у козы - козленок, у гуся - гусенок).
• Слова с чередованием согласных в корне (у медведя - медвежонок).
• Слова с различной основой слова (у овцы - ягненок).
Другой способ увеличения в словаре ребенка имен существительных - это добавление суффиксов, что отражено в игре с мячом №7, где ведущий, объяснив правило образования новых слов при помощи уменьшительных суффиксов, называет первое слово (например, стол), а ребенок - второе (столик). Существительные для проведения этой игры лучше сгруппировать по сходству окончаний.
Глагольный словарь является основой фразы и мыслительной деятельности человека, и группируется по следующим разделам:
• Бытовые глаголы (одевается, умывается, играет).
• Глаголы, обозначающие движения и крики животных (крадется, прыгает, кукарекает).
• Глаголы движения (ходит, бегает, прыгает), приставочные глаголы (входит, уходит, заходит).
• Глаголы, выражающие чувства людей (улыбается, плачет, радуется).
• Глаголы, связанные с профессиями (лечит, строит, продает).
• Глаголы, связанные с процессами, происходящими в природе (светает, вечереет, смеркается).
Глагольный словарь хорошо закрепляется в играх с мячом. Часто детям с большим трудом дается подбор слов с противоположным значением (антонимов). Закрепление в речи ребенка противоположных признаков предметов важно и для их ориентировки в пространстве. Например, ведущий, бросая мяч, произносит прилагательное, а ребенок, бросая мяч обратно, называет прилагательное с противоположным значением (горячий - холодный, острый - тупой, грязный - чистый). Прилагательные в речи детей часто бывают однотипными и могут ограничиваться словами «хороший - плохой», «маленький - большой». Ведущий специалист в области логопедии Л.Г. Парамонова советует «отрабатывать» признаки предметов по смысловым группам:
• Величина - большой (маленький), высокий (низкий), широкий (узкий).
• Форма - круглый, овальный, продолговатый, квадратный, четырехугольный.
• Цвет - основные + промежуточные (оранжевый, голубой, серый).
• Вкус - горький, сладкий, соленый, кислый, кисло-сладкий, вкусный, невкусный.
• Запах - приятный, неприятный, смолистый, цветочный.
• Температура - холодный, горячий, теплый, прохладный.
• Материал, из которого сделан предмет - деревянный, стеклянный, железный.
• Принадлежность предмета - мамин, папин, лисий, медвежий.
• Другие признаки - шероховатый, мягкий, колючий, добрый, злой, честный.
Проводить работу по этим направлениям лучше с опорой на наглядность (часто натуральную), закрепляя употребление в речи прилагательных. Дети часто допускают ошибки в образовании множественного числа имен существительных. Особенно трудно дети усваивают те формы множественного числа, при образовании которых наблюдается чередование согласных в корне слова (ухо - уши) или выпадение гласных (день - дни). Для упражнения в образовании форм множественного числа можно использовать игру с мячом № 20, а согласование существительных с числительным отрабатывать в игре № 21. Игра №22 помогает закрепить в речи детей правильное употребление предлогов.
Своё общение с детьми надо строить так, чтобы ребенок не только овладел определенной суммой знаний, но и мог бы в разумных пределах фантазировать, активно мыслить, изобретать. Для этого необходимо приобщать детей к ТРИЗу - теории решения изобретательских задач. Основатель направления ТРИЗа Генрих Саулович Альт-шуллер начал придумывать и составлять свою систему еще в 1945 году. Вначале ТРИЗ внедряли в технику. В целом ТРИЗовская педагогика не просто развивает фантазию, а учит мыслить неординарно, системно, с пониманием происходящих событий. Одно из направлений ТРИЗа - знакомство детей с противоречиями. Для этой цели была придумана игра №23. Все явления, поступки, предметы, сказки мы рассматриваем в этой игре вначале с хорошей стороны, затем с плохой, а потом обязательно возвращаемся к положительному. К ТРИЗу можно отнести игры с мячом № 24, 25, 31, 30 и 32. В этих играх дети самостоятельно находят ответы на поставленные вопросы. Кроме перечисленных, к ТРИЗовским можно отнести и игры №26, 27 и 28, благодаря которым дети расширяют свое представление об окружающем мире.
1. Игра с перебрасыванием мяча «Мяч бросай и животных называй»
В зависимости от темы игры возможны варианты: «Мяч бросай, четко фрукты называй» или «Мяч бросай, транспорт быстро называй».
Цель: расширение словарного запаса за счет употребления обобщающих слов, развитие внимания и памяти, умение соотносить родовые и видовые понятия.
Вариант 1. Ход игры
Взрослый называет обобщающее понятие и бросает мяч ребенку. Ребенок, возвращая мяч взрослому, должен назвать относящиеся к этому обобщающему понятию предметы.
Взрослый: - Овощи; Дети: - Картофель, капуста, помидор, огурец, редиска, свекла, морковь.
Взрослый: - Фрукты; Дети: - Яблоко, груша, лимон, мандарин, апельсин, абрикос.
Взрослый: - Ягоды; Дети: - Малина, клубника, смородина, брусника, черника, ежевика.
Взрослый: деревья;
Дети: береза, ель, сосна, дуб, липа, тополь и т.д.
Вариант 2. Ход игры
Взрослый называет видовые понятия, а ребенок - обобщающие слова.
Взрослый: огурец, помидор, репа.
Ребенок: овощи.
2. Игра с мячом «Я знаю три названия животных (цветов)» или «Я знаю три имени девочек (пять имен мальчиков)».
Цель: расширение словарного запаса детей за счет употребления обобщающих слов, развитие быстроты реакции, ловкости.
Ход игры
Раз и два, и три, четыре всё мы знаем в этом мире.
Ребенок, подбрасывая или ударяя мячом об пол, произносит: «Я знаю пять имен мальчиков: Саша раз, Витя два, Коля три, Андрей четыре, Володя пять». Можно использовать следующие виды движений: бросание мяча об пол одной или двумя руками и ловля двумя руками; бросание мяча вверх двумя руками и ловля двумя руками; отбивание мяча правой и левой рукой на месте.
3. Игра с мячом «Животные и их детеныши»
Цель: закрепление в речи детей названии детенышей животных, закрепление навыков словообразования, развитие ловкости, внимания, памяти.
Ход игры
Человеческие дети знают всех зверят на свете. Бросая мяч ребенку, взрослый называет какое-либо животное, а ребенок, возвращая мяч, называет детеныша этого животного. Основные движения: перебрасывание мяча с ударом об пол, перебрасывание мяча; прокатывание мяча, сидя на ковре. Слова скомпонованы в три группы по способу их образования. Третья группа требует запоминания названий детенышей.
Группа 1. У тигра, у льва, у слона, у оленя, у лося, у лисы.
Группа 2. У медведя – медвежонок, у верблюда – верблюжонок, у волка – волчонок, у зайца – зайчонок, у кролика – крольчонок, у белки – бельчонок, у коровы – теленок, у лошади – жеребенок, у свиньи – поросенок, у овцы – ягненок, у курицы – цыпленок, у собаки – щенок.
Группа 3. Тигренок, львенок, слоненок, олененок, лосенок, лисенок.
4. Игра с мячом «Кто как разговаривает?»
Цель: расширение словарного запаса, развитие быстроты реакции.
Ход игры
Вариант 1. Мяч лови, да поскорей назови язык зверей. Взрослый бросает мяч ребёнку, называя животных. Ребёнок, возвращая мяч, должен правильно ответить, как то или иное животное подает голос: корова, тигр, змея, комар, собака, волк, утка, свинья; мычит, рычит, шипит, пищит, лает, воет, крякает, хрюкает.
Вариант 2. Родители, бросая ребенку мяч, спрашивают: «Кто рычит?», «А кто мычит?», «Кто лает?», «Кто кукует?» и т. д.
5. Игра с перебрасыванием мяча «Подскажи словечко»
Цель: развитие мышления, быстроты реакции.
Ход игры
Есть всего один ответ. Кто-то знает, кто-то - нет. Родители, бросая мяч ребенку, спрашивают: Ворона каркает, а сорока? Ребенок, возвращая мяч, должен ответить: Сорока стрекочет.
Примеры вопросов: Сова летает, а кролик?
Корова ест сено, а лиса?
Крот роет норки, а сорока?
Петух кукарекает, а курица?
Лягушка квакает, а лошадь?
У коровы теленок, а у овцы?
У медвежонка мама медведица, а у бельчонка?
6. Игра с перебрасыванием мяча «Чей домик?» или «Кто где живет?»
Цель: закрепление знания детей о жилищах животных, насекомых. Закрепление употребления в речи детей грамматической формы предложного падежа с предлогом «в».
Ход игры
Кто в берлоге, кто в норе? Назови-ка поскорей!
Бросая мяч ребенку, родители задают вопрос, а ребенок, возвращая мяч, отвечает.
Вариант 1.
Родители: Кто живет в дупле? Белка.
Кто живет в скворечнике? Скворцы.
Кто живет в гнезде? Птицы: ласточки, кукушки сойки и т. д.
Кто живет в будке? Собака.
Кто живет в улье? Пчелы.
Кто живет в норе? Лиса.
Кто живет в логове? Волк.
Кто живет в берлоге? Медведь.
Вариант 2.
Родители: Где живет медведь? Где живет волк?
Ребёнок: В берлоге. В логове.
Вариант 3.
Работа над правильной конструкцией предложения. Ребёнку предлагается дать полный ответ: «Медведь живет в берлоге».
7. Игра с мячом «Скажи ласково»
Цель: закрепление умения образовывать существительные при помощи уменьшительно - ласкательных суффиксов, развитие ловкости, быстроты реакции.
Ход игры
Родители, бросая мяч ребенку, называют первое слово (например, шар), а ребенок, возвращая мяч, называет второе слово (шарик). Слова можно cгpyппиpoвaть по сходству окончаний.
Стол - столик, ключ - ключик.
Шапка - шапочка, белка - белочка.
Книга - книжечка, ложка - ложечка.
Голова - головка, картина - картинка.
Мыло - мыльце, зеркало - зеркальце.
Кукла - куколка, свекла - свеколка.
Коса - косичка, вода - водичка.
Жук - жучок, дуб - дубок.
Вишня - вишенка, башня - башенка.
Платье - платьице, кресло - креслице.
Перо - перышко, стекло - стеклышко.
Часы - часики, трусы - трусики.
8. Игра с перебрасыванием мяча «Что происходит в природе?»
Цель: закрепление употребления в речи глаголов, согласования слов в предложении.
Ход игры
Человек легко находит, что в природе происходит.
Родители, бросая мяч ребенку, задают вопрос, а ребенок, возвращая мяч, должен на заданный вопрос ответить.
Игру желательно проводить по темам. Пример: Тема «Весна»
Родители: Солнце - что делает? Светит, греет.
Ручьи - что делают? Бегут, журчат.
Снег - что делает? Темнеет, тает.
Птицы - что делают? Прилетают, вьют гнезда, поют песни.
Капель - что делает? Звенит.
Медведь - что делает? Просыпается, выходит из берлоги.
9. Игра с перебрасыванием мяча «Составь предложение»
Цель: развитие внимания, быстроты мыслительных операций.
Ход игры
Мячик прыгать я заставлю, предложение составлю.
Мама бросает мяч ребёнку, произнося при этом несогласованные слова (например: «Девочка играть»). Ребенок, поймав мяч, произносит предложение из этих слов («Девочка играет») и бросает мяч обратно.
10. Игра с мячом «Кто как передвигается?»
Цель: обогащение глагольного словаря детей, развитие мышления, внимания, ловкости.
Ход игры
Кто летает, кто плывет, кто ползет, а кто идет.
Взрослый, бросая мяч ребенку, задает вопрос, ребенок, возвращая мяч, должен на заданный вопрос ответить. Игра проводится с перебрасыванием мяча различными способами.
Мама: Летают.
Ребёнок: Птицы, бабочки, мухи, стрекозы, комары, мошки.
Плавают: Рыбы, дельфины, киты, моржи, акулы.
Ползают: Змеи, гусеницы, черви.
Прыгают: Кузнечики, лягушки, жабы блохи, зайцы.
11. Игра с мячом «Какие действия совершают животные?» или «Что делают животные?»
Цель: активизация глагольного словаря детей, закрепление знаний о животных, развитие воображения, ловкости.
Ход игры
Что животные умеют – птицы, рыбы, кошки, змеи?
Родители, разными способами, бросая мяч ребенку по очереди, называют какое-либо животное, а ребенок, возвращая мяч, произносит глагол, который можно отнести к названному животному.
Мама: собака;
Ребёнок - стоит, сидит, лежит, идет, бежит, спит, ест, лает, играет, кусается, ласкается, служит;
Кошка (мурлычет, мяукает, крадется, лакает, царапается, умывается, облизывается);
Мышка (шуршит, пищит, грызет, прячется, запасает);
Утка (летает, плавает, ныряет, крякает);
Ворона (летает, ходит, каркает, клюет);
Змея (ползет, шипит, извивается, жалит, нападает).
12. Игра «Кто, чем занимается?»
Цель: закрепление знаний детей о профессиях, обогащение глагольного словаря детей, развитие внимания, ловкости.
Ход игры
Вариант 1. Никогда мы не забудем, что умеют делать люди.
Бросая или прокатывая мяч ребенку, родители называют профессию, а ребенок, возвращая мяч, должен назвать глагол, обозначающий, что делает человек названной профессии.
Мама: строитель
Ребёнок: строит;
повар (варит (готовит));
носильщик (носит);
чертежник (чертит);
рабочий (работает);
уборщица (убирает);
художник (рисует) и т.д.
Вариант 2. Родители называют глагол, а ребенок профессию (продает - продавец).
13. Игра «Кто может совершать эти движения?»
Цель: активизация глагольного словаря детей, развитие воображения, памяти, ловкости.
Ход игры
Кто и что - летит, бежит, ходит, плавает, лежит?
Родители, бросая мяч ребенку, называют глагол, а ребенок, возвращая мяч, называет существительное, подходящее к названному глаголу.
Родители: идет
Ребёнок: человек, животное, поезд, пароход, дождь, снег, град, время, дорога;
Бежит (человек, животное, ручей, время);
Летит (птица, бабочка, стрекоза, муха, жук, комар, самолет, вертолет, ракета, спутник, время, телеграмма);
Плывет (рыба, кит, дельфин, лебедь, лодка, корабль, человек, облако).
14. Игра «Горячий - холодный»
Цель: закрепление в представлении и словаре ребенка противоположных признаков предметов или слов-антонимов.
Игра проводится после предварительной работы с картинками и усвоения ребенком таких слов, как «одинаковый», «похожий», «разный» («различный»), «противоположный». По картинкам: Река широкая, а ручеек узкий. Медведь большой, а медвежонок маленький. Дедушка старый, а юноша молодой.
Ход игры
Мы сейчас откроем рот, чтоб сказать наоборот.
Родители, бросая мяч ребенку, произносят одно прилагательное, а ребенок, возвращая мяч, называет другое - с противоположным значением.
Родители - Горячий;
Ребёнок - Холодный.
Хороший - Плохой;
Умный - Глупый;
Веселый - Грустный;
Острый - Тупой;
Гладкий - Шероховатый;
Легкий - Тяжелый;
Глубокий - Мелкий;
Светлый - Темный;
Добрый - Злой;
Радостный - Печальный;
Быстрый - Медленный;
Частый - Редкий;
Мягкий - Твердый;
Ясный - Пасмурный;
Высокий - Низкий.
Усложнение: можно предложить ребёнку добавить существительное. Например: Острый нож. Ясный день. Глубокое озеро.
15. Игра «Из чего сделано?»
Цель: закрепление в речи детей употребления относительных прилагательных и способов их образования.
Предварительно ребенку объясняется, что если какой-нибудь предмет сделан из дерева, то он деревянный, а если из железа, то он железный, и т. д.
Ход игры
Вот предмет, а из чего люди сделали его?
Родители, бросая мяч ребенку, говорят: «Сапоги из кожи», а ребенок, возвращая мяч, отвечает: «Кожаные».
Родители: рукавички из меха...
Ребёнок: меховые;
тазик из меди... медный;
медвежонок из плюша... плюшевый;
рукавички из шерсти... шерстяные;
стакан из стекла... стеклянный;
ваза из хрусталя... хрустальная.
Можно предложить детям составить предложения с данными словосочетаниями. Например: У Маши есть плюшевый мишка.
16. Игра «Лови да бросай - цвета называй»
Цель: подбор существительных к прилагательному, обозначающему цвет. Закрепление названий основных цветов, развитие воображения у детей.
Ход игры
Что у нас какого цвета - мы расскажем вам об этом.
Родители, бросая мяч ребенку, называют прилагательное, обозначающее цвет, а ребенок, возвращая мяч, называет существительное, подходящее к данному прилагательному.
Родители: красный –
Ребёнок: мак, огонь, флаг
оранжевый - апельсин, морковь, заря;
желтый - цыпленок, солнце, репа;
зеленый - огурец, трава, лес;
голубой - небо, лед, незабудки;
синий - колокольчик, море, чернила;
фиолетовый - слива, сирень, сумерки.
17. Игра «Третий лишний» («Четвертый лишний»)
Цель: закрепление умения детей выделять общий признак в словах, развивать способность к обобщению.
Ход игры
Распознаем мы сейчас, что же лишнее у нас.
Родители, бросая мяч ребенку, называют три или четыре слова и просят определить, какое слово лишнее.
Например: Голубой, красный, спелый.
Кабачок, огурец, лимон.
Пасмурно, ненастно, ясно.
Осень, лето, суббота, зима.
Понедельник, вторник, лето, воскресенье.
День, ночь, утро, весна.
Ребёнок, бросая мяч обратно, называет лишнее слово.
18. Игра «Чья голова?»
Цель: расширение словаря детей за счет употребления притяжательных прилагательных. Правильность употребления в речи всех этих разнообразных окончаний достигается путем неоднократного повторения слов в игровых ситуациях.
Ход игры
Чья у зверя голова? Подскажи скорей слова.
Родители, бросая мяч ребёнку, говорят: «У вороны голова...», а ребенок, бросая мяч обратно, заканчивает: «...воронья».
Примеры: у рыси голова рысья
у рыбы – рыбья
у кошки – кошачья
у сороки – сорочья
у зайца - заячья
у кролика – кроличья
у верблюда – верблюжья
у лошади – лошадиная
у утки – утиная
у лебедя – лебединая
у оленя – оленья
у лисы – лисья
у собаки – собачья
у птицы – птичья
у овцы – овечья
у белки – беличья
у медведя – медвежья
у тигра – тигриная
у курицы – куриная
у голубя – голубиная
у орла – орлиная
Усложнение. Составление предложений с этими прилагательными.
19. Игра «Что бывает круглым?»
Цель: расширение словаря детей за счет прилагательных развитие воображения, памяти, ловкости.
Ход игры
Тут, конечно, каждый знает, что каким у нас бывает.
Перебрасывая мяч ребёнку различными способами, родители задают вопрос, на который ребенок, поймав мяч, должен ответить, после чего вернуть мяч.
• 1. Что бывает круглым? (Мяч, шар, колесо, солнце, луна яблоко, вишня...)
• 2. Что бывает длинным? (Дорога, река, веревка, нитка, лента, шнур...)
• 3. Что бывает высоким? (Гора, дерево, человек, дом, шкаф...)
• 4. Что бывает зеленым? (Трава, деревья, кусты, кузнечики, платье...)
• 5. Что бывает холодным? (Вода, снег, лед, роса, иней камень, ночь...)
• 6. Что бывает гладким? (Стекло, зеркало, камень, яблоко...)
• 7. Что бывает сладким? (Сахар, конфеты, пирожки торты, вафли...)
• 8. Что бывает шерстяным? (Платье, свитер, варежки перчатки, шапка...)
• 9. Что бывает колючим? (Еж, роза, кактус, иголки, ель проволока...)
• 10. Что бывает острым? (Нож, шило, стекло, ножницы кинжал, клинок...)
• 11. Что бывает легким? (Пух, перо, вата, снежинка).
• 12. Что бывает глубоким? (Канава, ров, овраг, колодец река, ручей...)
20. Игра «Один - много»
Цель: закрепление в речи детей различных типов окончаний имен существительных.
Ход игры
Мы - волшебники немного: был один, а станет много.
Родители бросают мяч ребёнку, называя имена существительные в единственном числе. Ребёнок бросает мяч обратно, называя существительные во множественном числе. Можно перебрасывать мяч с ударами об пол, прокатывать мяч, сидя на ковре.
Примеры: Стол - столы
двор – дворы
нос – носы
гора – горы
нора – норы
мост – мосты
дом – дома
глаз – глаза
луг – луга
город – города
провод – провода
холод – холода
день – дни
пень – пни
сон – сны
лоб – лбы
ухо – уши
стул – стулья
кол – колья
лист – листья
перо – перья
крыло – крылья
дерево – деревья
носок – носки
чулок – чулки
кусок – куски
кружок – кружки
дружок – дружки
прыжок – прыжки
утенок – утята
гусенок – гусята
цыпленок – цыплята
тигренок – тигрята
слоненок - слонята
21. Игра «Веселый счет»
Цель: закрепление в речи детей согласования существительных с числительными. Развитие ловкости, быстроты реакции.
Ход игры
Сколько их - всегда мы знаем. Хорошо мы все считаем.
Родители бросают мяч ребенку и произносят сочетание существительного с числительным «один», а ребенок, возвращая мяч, в ответ называет это же существительное, но в сочетании с числительным «пять» (или «шесть», «семь», «восемь»...). Сначала лучше называть сочетания по принципу сходства окончаний имен существительных.
Примеры: один стол - пять столов
один слон - пять слонов
один шкаф - пять шкафов
один гусь - пять гусей
один лебедь - пять лебедей
один журавль - пять журавлей
одна гайка - пять гаек
одна майка - пять маек
одна шишка - пять шишек
один утенок - пять утят
один гусенок - пять гусят
один цыпленок - пять цыплят
один заяц - пять зайцев
один палец - пять пальцев
одно платье - пять платьев
одна шапка - пять шапок
одна перчатка - пять перчаток
одна банка - пять банок
одна рукавица - пять рукавиц
одна пуговица - пять пуговиц
одна мыльница - пять мыльниц
одна шляпа - пять шляп
одна книга - пять книг
одна конфета - пять конфет
Вариант «А у меня»
Родитель бросает мяч и произносит: «У меня один стол». Ребенок, бросая мяч обратно, отвечает: «А у меня пять столов».
22. Игра «Где мяч?»
Цель: закрепление в речи детей правильного употребления предлогов, развитие умения ориентироваться в пространстве, внимания.
Ход игры
Вариант 1. Мячик, мячик, где лежишь? Ты от нас не убежишь.
Ребёнок выполняет задание с мячом: «Подними мяч над головой, положи мяч у правой ноги, положи мяч на ковер, перед собой» и т.п.
Вариант 2. Ребёнок отвечает на вопрос: «Где лежит мяч?» (на столе, на полу, в углу, около стола, под столом...)
23. Игра «Хорошо - плохо»
Цель: знакомство детей с противоречиями окружающего мира, развитие связной речи, воображения ловкости.
Ход игры
Мир не плох и не хорош - объясню, и ты поймешь.
Родители задают тему обсуждения. Ребёнок, передавая мяч по кругу, рассказывает, что, на его взгляд, хорошо или плохо в природных явлениях.
Родитель: дождь.
Ребёнок: дождь - это хорошо: смывает пыль с домов и деревьев, полезен для земли и будущего урожая, но плохо - намочит нас, бывает холодным.
Родитель: город.
Ребёнок: хорошо, что я живу в городе: можно ездить на автобусе, много хороших магазинов, плохо - не увидишь живой коровы, петуха, душно, пыльно.
Вариант «Нравится не нравится» (о временах года).
Родитель: зима.
Ребёнок: мне нравится зима. Можно кататься на санках, очень красиво, можно лепить снеговика. Зимой весело. Мне не нравится, что зимой холодно, дует сильный ветер.
24. Игра «Вчера, сегодня, завтра»
Цель: закрепление умения детей ориентироваться во времени, развитие внимания, ловкости, воображения, фразовой речи.
Ход игры
Вариант 1. То, что было, то, что будет, каждый помнит - не забудет.
Мама бросает мяч по очереди всем играющим, задавая вопросы: Ты ответь мне, будь добра, Что ты делала вчера?
Все ли сделал, что хотел?
За сегодня что успел?
Я еще узнать хотела - что ты завтра будешь делать?
Играющие, возвращая мяч ведущему, отвечают на вопросы.
Вариант 2. Сидя в кругу, перекидываем мяч друг другу и рассказываем о том, что было с нами вчера, сегодня и, что собираемся делать завтра. Содержание рассказов может быть как реальным, так и вымышленным.
25. Игра «Утро, день, вечер, ночь»
Цель: закрепление умения детей ориентироваться во времени, закрепление названий частей суток, их последовательности; развитие внимания, ловкости.
Ход игры
Утро, вечер, день и ночь навсегда уходят прочь. Провожать их не спеши, что ты делал, расскажи.
Перебрасывая мяч различными способами (с ударами мяча об пол, перекатывание), ребёнок отвечает на вопросы родителей и рассказывает, что он делал утром, днем, что будут делать вечером, ночью.
• Что ты делал утром?
• Что ты делал вечером?
Вариант1.
1. «Назови «соседей» утра».
2. «Сначала вечер, а потом?..»
3. «Назови пропущенное слово» (Мы завтракаем утром, а обедаем...)
26. Игра «Лови, бросай, дни недели называй»
Цель: закрепление временных понятий в активном словаре ребенка.
Ход игры
В календарь не зря глядели - все мы помним дни недели.
Играющие становятся в круг. Ведущий, бросая мяч кому-нибудь, может начать с любого дня недели: «Я начну, ты продолжай, дни недели называй! Среда...» Все по очереди перебрасывают мяч друг другу и последовательно называют дни недели. Усложнение. Ребёнок и родители встают в круг и, называя дни недели, на каждое слово хлопают мячом об пол: «Понедельник. Вторник...» Вместо следующего дня недели родитель называет имя ребенка: «Саша!» Ребенок подхватывает мяч и продолжает, бросая мяч об пол. Можно называть дни недели и в обратном порядке.
27. Игра «Месяцы и их последовательность»
Цель: закрепление временных понятий в активном словаре ребенка.
Ход игры
Месяц к месяцу встает - каждый всех их назовет.
Родители с детьми называют месяцы, бросая мяч об пол: «Январь, февраль, март...». Вместо следующего месяца, родитель называет имя ребенка: «Маша!». Ребенок подхватывает мяч и продолжает называть месяцы, хлопая мячом об пол.
28. Игра «Что за чем?»
Цель: Закрепление временных понятий в активном словаре ребенка, развитие мышления.
Ход игры
Что за чем у нас идет каждый год и круглый год?
Играющие встают в круг. Ведущий бросает мяч по очереди играющим и задает вопросы.
Например: «Зима. А что за нею?».
Игрок отвечает: «Весна», и бросает мяч ведущему.
Варианты вопросов: «Зима. А что за нею?» - «Весна.
А что за нею?»
«Сколько месяцев в году?»
«Назовите летние месяцы».
«Назовите первый месяц весны».
«Назовите последний месяц зимы».
«С какого месяца начинается осень?»
«Каким месяцем заканчивается осень?» 29. Игра «Бывает — не бывает»
Цель: расширение и закрепление активного словаря ребенка, развитие логического мышления.
Ход игры
Что же будет, что же нет? Поскорее дай ответ!
Играющие встают в круг. Ведущий называет времена года. Например: «Лето». А затем, бросая мяч кому-нибудь, называет явление природы. Например: «Ледоход». Ребенок, поймавший мяч, должен сказать, бывает такое или не бывает. Игра идет по кругу. Кто ошибся, выходит из игры. Варианты явлений природы и сезонных изменений: иней, ледоход, капель, листопад, метель, заморозки, дождь, снег, град, гроза и т. д. Усложнение. Ребёнок даёт полные ответы, объясняя возможность или невозможность того или иного явления природы в данное время года.
30. Игра «Кто кем был?»
Цель: развитие мышления, расширение словаря, закрепление падежных окончаний.
Ход игры
Мы, конечно, не забыли, кем еще вчера вы были.
Родители, бросая мяч ребёнку, называют предмет или животное, а ребенок, возвращая мяч, отвечает на вопрос, кем (чем) был раньше названный объект:
цыпленок – яйцом
лошадь - жеребенком
корова - теленком
дуб - желудем
рыба - икринкой
яблоня - семечком
лягушка - головастиком
бабочка - гусеницей
хлеб - мукой
шкаф - доской
велосипед - железом
рубашка - тканью
ботинки - кожей
дом - кирпичом
сильный - слабым
31. Игра «Кто кем будет?»
Цель: развитие мышления, воображения, быстроты реакции, расширение словаря.
Ход игры
Знаем мы с тобой о том, что бывает с кем потом.
Родитель, бросая мяч, задает вопросы: «Кем (чем) будет - яйцо, цыпленок, мальчик, желудь, семечко, икринка, гусеница, мука, железо, кирпич, ткань, ученик, больной, слабый» и т. д. Ребёнок, бросая мяч обратно, может дать несколько вариантов ответа. Например: «Из яйца может быть птенец, крокодил, черепаха, змея и даже яичница».
32. Игра «Семья»
Цель: обучать детей разбираться в родственных отношениях, употреблять слова, обозначающие родство и родственников.
Ход игры
Кто вы мне и кто вам я, если вы - моя семья?
Взрослый, бросая мяч ребенку, задает вопрос, на который ребенок, возвращая мяч, должен ответить. Примерные вопросы:
• Кем ты доводишься маме и папе?
• Кто ты для бабушки и дедушки?
• У тебя сестра или брат?
• Назови двоюродных братьев и сестер.
• Кем являются для тебя родители твоих двоюродных братьев и сестер? На этом мы закончим обзор игр. Еще раз хотим обратить внимание родителей на то, что игры на развитие словарного запаса ребёнка разнообразны и наполнение содержанием зависит только от вашей фантазии и желания работать.