Игры с прищепками
Игры с прищепкамиразвивают творческое воображение дошкольников. Учат детей манипулировать с предметами по образцу, проявлять фантазию, выбирая из предложенных нескольких фигурок нужную. Способствуют расширению и активизации словаря дошкольника, а также развитию памяти и мышления.
Зайчик
Мёрзнет зайка на опушке,
Спрятал лапки, спрятал ушки.
Зайка, зайка, не дрожи,
Лапки, ушки покажи.
Цветок
Лепесточки и листок –
Распустился наш цветок
Прищепки цветные не только ориентируют ребёнка по цветам, но так же развивают мелкую моторику! А так же легко можно обучить ребёнка счёту(например на цветах может быть различное количество лепестков), сравнению количества прищепок(больше/меньше). В общем по возможности из каждой игры нужно получать максимум пользы для развития малыша. А чтоб игра не надоедала, дополнять её разными заданиями...
нетрадиционные материалы для развития мелкой моторики.
- Для развития ручной умелости можно :
- Запускать пальцами мелкие волчки.
- Разминать пальцами пластилин, глину с дополнительным материалом.
- Катать по очереди каждым пальцем камешки, мелкие бусинки.
- Переливать воду из сосуда в сосуд.
- Барабанить всеми пальцами обеих рук по столу.
- Собирать в щепотку крупы и переносить их в другую ёмкость при этом приговаривая: «Пальчики собрались вместе, пальчики разбежались»; то же, но ложечкой
- Нанизывать крупные пуговицы, шарики, бусинки на нитку.
- Завязывать узлы на толстой веревке, шнуре.
- Закрывать крышки, заводить механические игрушки.
- Рисовать в воздухе.
- Играть с песком, водой.
- Играть с крышками, киндер-сюрпризами
- Массаж грецкими орехами.
Предложенные игры могут использоваться как самостоятельные или включаться в НОД.
Для того чтобы помочь детям в развитии моторики и сенсорики итальянским педиатром Марией Монтессори было разработана уникальная система работы. После многих лет практики, Мария вывела закономерность: чем более развиты детские пальчики, т. е. моторика и сенсорика, тем быстрее ребенок начинает говорить. На практике система Монтессори стала активно применяться уже в 20 веке. Огромное значение имеет дидактический материал, разработанный Монтессори, который спустя несколько десятков лет также с успехом применяется во всех дошкольных учреждениях и активно используется для развития моторики и сенсорики.
«До пяти лет ребёнок – строитель самого себя из чего бы то ни было», - отмечала автор технологии саморазвития М. Монтессори. Она предлагала «утончать» детские способности для развития моторики и сенсорики при помощи повседневных материалов и домашних предметов. В работе с детьми по развитию мелкой моторики рук, обучению диалогической речи, сенсорному воспитанию и формированию пространственных представлений можно использовать такие предметы-заместители, как пластмассовые бельевые прищепки. Конечно, развитие мелкой моторики - не единственный фактор, способствующий развитию речи. Если у ребенка будет прекрасно развитая моторика, но с ним не будут разговаривать, то и речь малыша будет недостаточно развита. То есть необходимо развивать речь ребенка в комплексе: много и активно общаться с ним в быту, вызывая его на разговор, стимулируя вопросами, просьбами. Необходимо читать ребенку, рассказывать обо всем, что его окружает, показывать картинки, которые малыши обычно с удовольствием рассматривают. И плюс к этому, развивать мелкую моторику рук.
Требования к проведению игр с прищепками:
- Перед игрой показать детям, которые не пользовались прищепками, принцип работы с ними
- объяснить правила пользования прищепками
- перед работой с прищепками можно провести подготовительные упражнения (поиграть пальчиками)
- при проведении игр важна последовательность (от простого к сложному) ;
- не следует ожидать немедленных результатов, т. к. автоматизация навыка вызывается многократным его повторением (если задача образовательная) ;
- не давайте ребёнку готовых образцов, побуждайте ребёнка к действию с помощью поисковых вопросов
- игры должны проводиться по желанию ребёнка, на положительном эмоциональном фоне;
- приобщая ребенка к играм, мотивируйте его на интересное задание, (загадки, стихи) выполнение которого способствует развитию самостоятельности, ручной умелости
- никогда не начинайте игры, если ребёнок неважно себя чувствует или увлечён своей игрой;
- недопустимо переутомление в игре, которое может привести к негативизму;
- соблюдайте технику безопасности с мелкими предметами.
Развитие мелкой моторики (тонких движений рук) и речевое развитие ребенка взаимосвязаны.
Объясняется это тем, что речевая и двигательная зоны в коре головного мозга расположены в непосредственной близости. Соответственно тренировка пальцев стимулирует развитие речи и способствует подготовке кисти к письму.
Работу по развитию моторики следует начинать как можно раньше. Совсем крошечному малышу можно массировать пальчики, оказывая таким образом воздействие на активные точки, имеющие свое представительство в мозге. Отличными средствами формирования тонких движений рук у детей дошкольного возраста являются:
- пальчиковые упражнения, сопровождаемые чтением потешек и стишков;
- привлечение детей к выполнению действий по самообслуживанию: застегивание – расстегивание пуговиц, застежка туфелек, шнурование и пр.;
- изобразительная деятельность, ручной труд;
- игровые упражнения с предметами.
Особое место отводится упражнениям с игрушками и предметами для тренировки мелких мышц пальцев. В качестве материала используются счетные палочки, пуговицы, бусины и пр.
Дидактические игры с прищепками
В играх с прищепками малыш задействует большой и указательный пальцы, которые в дальнейшем берут на себя основную нагрузку при письме. При нажатии на прищепку совершается мышечное действие, схожее с движением по удержанию ручки, и прилагается аналогичное усилие. Подспудно в играх с прищепками для детей развиваются речь и творческое воображение, формируются сенсорные и пространственные понятия.
Сенсорные упражнения с прищепками
Для развития сенсорики используются преимущественно прищепки основных цветов: зеленые, желтые, красные, синие, которые очень просто приобрести в магазине.
«Цветные коробки»
На боковые части однотипных картонных коробочек приклеиваются цветные кружки. Используются прищепки четырех основных цветов. Малышу предлагается прикрепить к краям каждой коробки прищепки соответствующего цвета. Позже можно внести элемент соревнования.
«Выстроим заборчики»
В игре для детей используются прищепки четырех цветов и соответствующего цвета картонные полоски. Малыш делает «штакетник», цепляя прищепки к картонке, подходящей по цвету. Можно усложнить задание, чередуя прищепки.
«Цветной круг»
В игре, предназначенной для детей 4 – 5 лет, закрепляются основные и промежуточные цвета и одновременно знание цифр и счета. Если не удается подобрать прищепки по цвету, можно на деревянные изделия наклеить полоски соответствующих цветов.
Логопедические игры с прищепками
Логопедические игры – тренинг пальцев, совмещенный с чтением стишков.
«Поможем маме»
Для игры необходимо оборудование: тазик с кукольной одеждой (можно подготовить бумажную одежку), натянутая веревка, прищепки. Ребенок развешивает «белье», сопровождая движения словами:
Нашей маме помогали,
Всю одежду постирали.
Надо все теперь сушить
На прищепки зацепить.
«Разговор животных»
В этих упражнениях дети последовательно открывают до упора и закрывают прищепки в обеих руках в сопровождении чтения стишков:
Двое маленьких галчат
Целый день в гнезде кричат.
Открывают рты галчата:
Потому что есть хотят.
Что за звуки у пруда?
- Ква-су, ква-су нам сюда!
Ква-су, ква-су, просто-ква-ши!
Надоела нам вода!
Подойдут и другие подобные четверостишия.
Игры для развития воображения
Развивающие игры с прищепками направлены на создание различных образов, при помощи дополнения картонной формы прищепками.
При помощи прищепок можно разыгрывать сценки и рассказывать сказки.
Занятия с прищепками давно проводятся в группе В последнее время они обретают популярность в работе с детьми групп общего назначения и при домашнем обучении дошколят.